НА ГЛАВНУЮ
Логин
Пароль
 
Регистрация на сайте!
Забыли пароль?
КУРСЫ ВАЛЮТ:
Доллар США / руб.
64.2101
Евро / руб.
70.6761


ССЫЛКИ Journalist-PRO.com
 
Последние комментарии
Интернет журналисты
Конкурсные статьи
RSS Журналист
Журналисты.Ру
 



ЖУРНАЛИСТЫ МЕСЯЦА

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ



Журналист Journalist PRO

Интернет-издание Журналист Journalist PRO создан при информационной поддержке журнала La Costa для Интернет-журналистов, которые уже умеют, а так же для начинающих журналистов, которые хотят научиться писать (проба пера), но пока не имеют возможности публиковать написанные материалы. Участники проекта могут написать и разместить статью на абсолютно любую тему, будь то культура, наука и образование, общество, афиша новостей, бизнес и финансы, политика и экономика, Интернет-технологии, анонсы, спорт, art. Также приветствуются публикации рецензий на фильмы (обзоры и рецензии) и фоторепортажи. И не стоит забывать о возможности критиковать и комментировать статьи, что, в принципе,  тоже помогает научиться писать грамотно и, главное, по теме. При использовании любой информации с сайта ссылка на проект journalist-pro.com обязательна.

Для участия в проекте предлагаем ознакомиться с правилами проекта и зарегистрироваться.

31 мая 2011

МЕТАФОРЫ БЫТИЯ

Жизнь и смерть Н.В.Гоголя представляют собой сплошную загадку в истории русской, да и мировой словесности. По правде говоря, жизнь и смерть любого великого человека является загадкой, но Гоголь и в этом ряду стоит особняком. Современники говорят, что последние год-полтора жизни его мучил страх смерти. Можно говорить о, своего рода, душевном заболевании. Этот страх усилился, когда 26 января 1852 года умерла Екатерина Хомякова, сестра поэта Н.Я.Языкова, с которой Гоголь дружил. Умерла от брюшного тифа и то, что в это время она была беременной, только усилило нравственные страдания писателя.

"Лицезрение смерти ему было невыносимо" - вспоминает А.П.Анненков. На панихиде, вглядываясь в лицо умершей Гоголь сказал: "Для меня все кончено".

На похороны он не явился, сославшись на болезнь и недомогание нервов. По свидетельству Аксакова между ними, в скорости произошел следующий диалог.

"Он стоял задумавшись, потом произнес: - Страшна минута смерти.

- Почему же страшна? - Спросил я, - только бы быть уверену в милости Божей к страждущему человеку, и тогда отрадно думать о смерти. Он ответил:

- Но об этом надобно спросить тех, кто перешел через эту минуту".

В восемь часов утра 21 февраля 1852 года дыхание его прекратилось. Гоголя похоронили в Даниловском монастыре, но, как потом выяснилось, ему пришлось умереть дважды и второй раз воистину ужасно - под землей, в темноте и тесноте гроба. При захоронении праха Гоголя обнаружили, что обшивка гроба изнутри была вся изорвана! Это значит, что похоронили писателя живым - в состоянии летаргического сна. Именно этого он боялся всю жизнь, и не раз предупреждал о том, чтобы его не хоронили поспешно, пока не убедятся в том, что он действительно умер, а не заснул летаргическим сном. А ведь в тексте завещания, написанном еще в 1846 году он просил:

- Завещаю тела моего не погребать по тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения", - но, как всегда бывает, великие люди не принадлежат себе.

Но себе не принадлежат и малые мира сего, в умственной простоте своей и словесной немощи, не оставившие и следа того страха, который испытывал перед смертью, Гоголь!

Преждевременная смерть (не по старости) художников слова явление обычное в мире, как будто проклятие Господа тяготеет над ними, проклятие за то, что они не последовали вслед за пророком Исаией и вместо того чтобы ослеплять народы, делать их незрячими, открывают им глаза. Не на все - нет, но каждый писатель открывает глаза на что-то своё, увиденное им в высотах неба и в глубинах ада. Для чего Господу нужны слепые? В случае с евреями, известный библеист, Мартин Бубер дает такой ответ, подправляя Льва Шестова.

"Разрешите мне обратить внимание на ваше неправильное толкование текста Библии, который вы взяли в качестве эпиграфа к своей статье. - Говорит он в письме к Шестову, после выхода в свет работы Шестова "Сыновья и пасынки времени", - В конце вы говорите: "Зачем так было нужно? Исаия объясняет: чтобы они исцелились и обратились". Но не это объясняет Исаия; смысл его слов еще более болезненен, еще более жесток. Он говорит: ne forte vidiat...et audiat...er convertatur [ да не увидят... и не услышат... и не обратятся] Значит: пророк должен сделать "бесчувственным (Vulgate) сердце народа, или "непроницаемым (Лютер), или "ожиревшим" (таков смысл еврейского слова), дабы он не обратился и дабы Бог не был принужден его исцелить вследствие этого обращения. Таков жуткий смысл этой вести - народ не должен обратиться, но должен идти вдаль, должен быть "выжженным". Маленькая неопределенная надежда остается только для одного коренного племени, эта фраза о "святом семени", которая отпущена в большинстве версий Септуагинты."

Но Гоголь, мне представляется, чувствовал, что дело тут не только в евреях, все народы должны идти в даль и в этой дали быть выжженными. Да и как иначе, если история свидетельствует, что из всех альтернатив, из всех возможных сценариев выбирается самый худший?

Этому миру, этой заколдованной земле, быть уничтоженной и потому любые попытки изменить траекторию развития, встать на пути прогресса, обречены на неудачу. Рок, судьба, Промысел Божий, как угодно назови - выбирает наихудший из возможных сценариев. Ни народы, ни царства-государства спасти невозможно, спасается только единичный человек.

* * *

В веселых, святочных рассказах Гоголя, насыщенных колоритом деревенской жизни Малороссии, явственно проступает языческая, страшная сила подземного бога Хтона, околдовавшего земную твердь.

Открытие того, что все мы ходим по заколдованной земле, в зачарованном состоянии, являлось лейтмотивом всего творчества Николая Васильевича. Это было его прозрение, его видение невидимого, но постоянно присутствующего в мире.

«Не худшие из нас, а лучшие - живые автоматы, заведенные таинственной рукой и не дерзающие нигде и ни в чем проявить свой собственный почин, свою личную волю". - Писал он в своих "письмах".

Мало кто услышал в этих словах явную перекличку с историей царя Израильского Ахава и пошедшего против всех, пророка Михея.

Оттого, что земля "заколдована" - "не вытанцовывается" у старого казака, в новелле - "Заколдованное место". Странным, мистическим образом, исчезают не только чумаки, знакомый баштан, но и привычная ему реальность. Он ходит, пляшет, действует в зачарованном состоянии, в точно таком же, как триста израильских пророков Ахава, которых смутил "дух лживый", по наущению Иеговы.

Потому, что земля такая - "зачарованная", исчезают чумаки, исчезают не на минуту - другую, а надолго. Если не сказать - навсегда. Так - навсегда, как изгнаны из рая Адам и Ева, чтобы родить Каина и Авеля и тем самым продолжить род человеческий, и его преступления на земле. На земле и не может быть ни чего, кроме преступлений! Вот что увидел Гоголь особым пророческим зрением. Не может не быть преступлений, раз земля отдана во власть Хтона, а воздух во власть Сатаны!

Только в зачарованном состоянии можно всерьез уверовать в существование клада, обдумывать и действовать так, как будто всегда был уверен в том, что между поповским гумном и водокачкой есть кладбище и на том кладбище, в могилах закопаны клады.

Старый казак даже не рефлектирует по поводу случившегося; на столько сильно и долговременно действует очарованность. Словно так и должно быть, чтобы чумаки внезапно исчезали, а сам человек чудным образом оказывался "черте где". И вот что, как бы ни был велик страх перед свиными рылами и прочей бесовской тварью, жажда овладеть кладом пересиливает всё.

А разве не то же самое произошло с нами, когда мы кинулись в давку за ваучерами, когда вкладывали свои гроши в банки под бесовские ставки? Разве не овладела нами та же сила, что и старого казака, а вся, исключительно вся Россия превратилась в одно, сплошное "заколдованное место"?

Ведь что было бы, если бы не горела свеча на могиле, явственно и не двусмысленно говорящая казаку, что здесь клад? Что было бы с нами, если бы не горел зовущей огонь телевизора и не прыгали бы по экрану, одержимые бесами люди, призывая нас "вложить деньги"?

Думаю, что казак бы насыпал в ноздри черту изрядную долю табаку, перекрестился бы, да и плюнул в его очи, и наваждение исчезло бы, и сказка кончилась. Да и не только сказка - кончилась бы известная, с до библейских времен, жизнь!

То же самое случилось бы и с нами, потухни в наших домах телевизоры. Вспомнили бы мы, наверное, детские чтения про бесшабашного и доверчивого Буратино, закопавшего свои денежки на "Поле чудес". Мудрые подсчитали бы, сколько в колосе зерен и тем самым определили бы максимально возможную годовую банковскую ставку. Еще более мудрые, сказали бы и этим мудрецам, что зернышко, чтобы превратилось в колос, требует многомесячного ухода, так что процент, как минимум, ополовинился бы.

Так что пришли бы все мудрецы и народы вместе с ними, к моисеевому закону, что даже чужакам давать взаймы деньги больше 10% годовых – уже бесовское дело.

Но клад, да еще таинственная свеча на могиле - это другое дело! Жажда клада превращает сказочную историю в действительность, непостижимую уму. Это так же непостижимо, как жажда получить на вложенный рубль - двести процентов годовых, угадать под каким стаканчиком находится шарик, выиграть в казино целое состояние, купить за бешеные деньги лекарство, исцеляющее от всех недугов.

Считается, что Бог лучше чем мы знает наши души. Так может быть и черту наши души открыты, ведь согласно предания и черт был когда-то ангелом? Может быть дед рассказчика, больше всего в жизни мечтал откопать клад и на этом черт его "поддел"? Сдается мне, что черти всегда "поддевают" нас за наши тайные желания, но поддевают все-таки с попустительства Господа. И тогда весь человеческий мир предстает в виде чудовищной драмы, ни начало которой, ни конец, нам неизвестен,

Потому так смертельно-страшен смех Оксаны над влюбленным кузнецом Вакулой, что никакое человеческое, земное дело без нечистой силы невозможно сладить!

И тайное желание Оксаны, получить обувку царицы не без черта обошлось. Да и у самого кузнеца Вакулы мать с чертом любиться и может потому-то черт так покладист с ним, и так смел Вакула, что передалось ему от матушки некая толика чертознайства? Об этом Гоголь впрямую не говорит, но ведь это следует из логики жизни, ведь не может сын не замечать некоторых странностей своей матери?

«- А, Вакула, ты тут! здравствуй! - сказала красавица с той же самой усмешкой, которая чуть не сводила Вакулу с ума. - Ну, много наколядовал? Э, какой маленький мешок! А черевички, которые носит царица, достал? достань черевички, выйду замуж! - И, засмеявшись, убежала с толпою".

Откуда эта простая, деревенская девушка знает, что её неразумное требование можно исполнить? Конечно, ночь святочная, сказочная можно сказать ночь, но одно дело сказка, а другое дело - жизнь. Кто же строит жизнь на сказке? Ну да, скажет читатель, так ведь и история с кузнецом - сказка! Кто же спорит, что сказка, но такая "говорящая" сказка, что от неё полшага до реальной жизни. Ведь сама царица не без чертовой подсказки сняла со своих ног туфельки. И не всегда ли власть земная действует "с чертовой подсказки"?

Надо представлять себе, что такое для христианского сознания царь и царица. Чтобы понять глубину намека, а поняв ужаснуться тому, что шутя и смеясь, поведал нам Гоголь, нужно вникнуть в представление православных о природе царской власти. Ведь это не просто фраза: "Господь на небе, а царь на земле", он ведь и есть "помазанник божий".

В простоте душевной, а гоголевские персонажи люди малограмотные, "простые", не искушенные и потому образ царя, и царицы сливается у них с образом Иисуса Христа и Девы Марии. Вот такая "простота" в желаниях этой безграмотной девки и так "прост" сюжет Гоголя!

И вот, Оксана - возлюбленная кузнеца Вакулы, просит его принести не просто черевички, а обувку освященную и даже святую. Для того, чтобы исполнить волю капризной девушки, оказывается достаточно содействия такого ничтожного, блудливого черта, которого обнаружил в святочном мешке кузнец?

Вот ведь о чем написал Гоголь! И думается мне, уже после того, как написал, много позже, его объял ужас, что вот так просто добываются святыни, достаточно иметь власть над чертом. Да и это еще не факт, то есть еще не конец истории кузнеца Вакулы и Оксаны, потому что конец всему подводит только смерть. Так что черт не унижен Вакулой, а претерпел унижение ради достижения своей конечной цели.

Каковы цели у черта, о том еще будет речь, а сейчас отметим одну важную особенность мировоззрения Гоголя: всех кто ступает по земле, исключительно всех морочит нечистая сила.

«- Да, вот вы говорите насчет того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи... - Говорит дьяк.

Да и как иначе, конечно "случаи", если сельский попик, в святочную ночь сам попал под влияние черта! Все мы ступаем босыми ногами по околдованной земле, и тела наши уходят в неё. Именно поэтому в самый что ни на есть великий церковный праздник, бесовские силы обладают такой необоримой властью над человеком, что нельзя верить в Бога, верить крепко, неистово верить и при этом не верить в черта! И этот попик, свидетель Христовых страданий, ходит по околдованной земле, поэтому и... – "Однако же не говорите этого. Захочет, обморочит дьявольская сила, то обморочит; ей богу, обморочит!"

Так что и выхода у человека нет никакого, и более того, чем настойчивее человек избегает "бесовских наваждений", тем сильнее преследует его "дьявольская сила", желая его "обморочить". Об этом и житие святых повествует, да и кажется только, и исключительно об этом!

Гоголь, разумеется ничего не знал о каком-то Хтоне, во власти которого находится Земля, но хорошо, до болезненных судорог знал о Сатане. Дело даже не в том "знал-не-знал", а в провидении и он провидел то, что пребывало в начале всего. Он чувствовал, что не только силы бесовские, но и помимо их не мало разных сил путаются под ногами человека. "Морочат ему голову" и потому только морочат, что образ морока носит в своей душе сам человек, что он верит в русалок и лешего, верит в цветущий папоротник и сотни, если не тысячи других существ и примет.

Именно поэтому, что человек, прежде всего, в душе своей должен иметь "образ и подобие морока", даже могучие силы ада не могут приподнять отяжелевшие веки Вия, если на его зов не откликнется сам человек, как это случилось с Хомой? Вот как описывает Гоголь, явление у гроба умершей ведьмы, демона земных недр, Вия.

"Как жилистые крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

- Поднимите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий – и всё сонмище кинулось подымать ему веки.

"Не гляди" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел и глянул.

- Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец.

Чтобы случилось, если бы философ Хома послушался "внутреннего голоса"? Чтобы вообще было с нами, если бы мы прислушивались к своим "внутренним голосам"?

На эти вопросы у меня нет ответа, да и не дело давать ответы на подобные вопросы, их нужно хотеть задавать. И тут-то обнаруживается, что человек н только ни хочет задавать подобные вопросы, он панически боится даже думать о том, что такие вопросы могут быть! Во времена Гоголя уже старались избегать "нехороших" вопросов, а нынче, тем более считается дурным тоном задавать вопросы, идущие из глубин души - не поймут и страшно! В древние и средние века не боялись, а нынче панически боятся. Страшно так, как это было Хоме. Леденит страх. Это и Дант знал, поэтому в самом центре дантовского ада, пребывают вмороженные в толщу льда, высшие сатанинские силы.

* * *

Вспомним библейский текст, с чего все началось? "В начале Бог сотворил небо и землю" Очевидно, что этим актом Бог противопоставил небо - земле.

Хтон, по древнегречески означает - земля и не просто земля, а царство мертвых, где властвуют темные, мрачные силы. И темные, и мрачные они только потому и поскольку находятся в вечном мраке, во тьме. Тьме - глаз не нужно, а нужно другое чувствование пространства и времени. Это мир глубин земных, не знающий света и сам Хтон – первобытный бог, слепорожденный супруг Геи. Такое вот единство противоположностей, известное грекам по мифу о сыне Гермеса и Афродиты, соединенного богами с нимфой Салматидой так, что их тела образовали одно целое. Хтон и Гея - одно такое целое, возникшее в первый акт творения вещного мира.

Эти представления о подземном мире общие как для древних греков, так и для древних славян, поскольку, как известно, славянские племена обитали на севере Греции еще в исторические времена. До христианские представления о земле, как вместилище умерших, но живущих своей, особой "подземной" жизнью нашли отражение в мировоззрении Гоголя. ("Страшная месть")

Это языческое мировоззрение, вступило в яростную схватку с мировоззрением христианским, в котором уже не было места первобытному, точнее первосотваренному Хтону.

Потому, что пришли времена, когда Первоангел, по видимому сотворивший видимый нами свет, ("Сын зари так его называет Исаия) восстал против Творца и был им низвергнут, как полагают многие, в центр земли - в Тартар.

"Как упал ты с неба, денница, сын зори! Разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".

Для того чтобы увидеть небеса Бога, нужно иметь отличное, от обыденного, зрение. Их не усмотришь ни в бинокли, ни в телескопы как бы далеко во Вселенную не проникало, оснащенное техникой зрение. Можно даже сказать так, куда бы ни проникало человеческое зрение, оно видит только единственное - царство Сатаны, и им сотворенный свет.

Тот свет, что горит в наших электролампочках и в очагах домов. Изредка происходит чудо явления божественного света, но и он быстро грубеет в телесном и душном для него мире, становится обычным огнем, вполне годным для приготовления пищи.

Между тем и последователи учения Христова говорят, что "стихия Сатаны воздух", а не земные недра.

"И вас, мертвых - говорит апостол Павел в послании Ефесянам, - по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления..."

Так что на царство Хтона ни кто не покушался, Сатана низвергнут с небес, но с небес божественных, а вовсе не с тех, что доступны глазам человеческим.

В Откровении Иоанна не двусмысленно говорится о будущих временах, когда будет "низвержен великий дракон, древний змей, называемой дияволом и сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним".

То есть и на этот раз Сатана упадет не в глубины земные, а на поверхность земли, то есть уже не станет "князем воздуха".

Что такое должно случиться с миром и землей, если Вий откроет свои глаза и посмотрит на мир? Ведь не сам же Сатана запечатал очи самому могущественному из своих слуг? Да и слуга ли он Сатане, а если и слуга, то не из той ли породы слуг, которые всегда держат острый нож за пазухой? Электричество тоже служит человеку, но и убивает его. Машины служат, но берут за свою службу десятки тысяч ежегодных жертв.

Чтобы понять эту, развернутую в пространстве и во времени метафору Гоголя, нам потребуется краткий экскурс в сатанологию, но вначале дадим определение метафоре. "Мета фора" - это взгляд по ту сторону прямых значений слов. Взгляд в то место, где логос-слово еще не сбросило с себя чувственной оболочки и "мета фора" - есть образ и подобие этого, до словесного мира. Как сказано в одном из евангелией - вначале было слово. Вот это, доначальное, бывшее прежде всех слов, открывается нам в "мета форе."

Сатанология, как дисциплина изучающая природу сатанинских сил, возникла в недрах христианства и несет в себе её философию. В канонической литературе мы не найдем сколь-нибудь развернутого представления о сатанинских силах, об их иерархии, целях и задачах. Все это возникло много позже, и основой послужил, как личностный опыт подвижников веры, так и синтез и переработка языческих представлений о загробных путях человеческих душ.

Остановимся на самом важном для нас моменте: о целях и задачах сил сатанинских. Они сформулированы Иисусом Христом:

"Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных".

Итак, задача сатанинских сил одна - прельстить и увлечь. Оставим в стороне вопрос о том, для чего Сатане нужны души человеческие, хотя сам по себе этот вопрос не менее интересен, чем тот, о котором мы ведем речь.

Скажем только, что Сатана - противник Господа, уже увлек за собой сонмы ангельских сил и чинов.

Надо полагать, что сделал это не по слабости Бога, не вопреки его замыслу, а напротив "потому, что Бог попустил." Рассуждать о том, от чего Бог "попускает" многое, чего по разумению человеческому попускать нельзя, значило бы приписывать творцу Вселенной человеческий разум и человеческие представления о сущем и должном.

Совершенно справедливо "ученейший из философов" - Барух Спиноза сказал: "Ибо разум и воля, которые составляли бы сущность Бога, должны бы быть совершенно отличны от нашего разума и нашей воли и могли бы иметь сходство с ними только в названии; подобно тому, например, как сходны между собой Пес - небесный знак и пес - лающее животное".

Однако человек не может иметь представление о божествах, отличное от того, что способен ему дать разум, поэтому все божества у человека приобретают антропоморфный или зооморфный облик и наделяются чертами соответствующих форм. Это предел, через который не может перешагнуть мышление человека. Но человек не столько существо мыслящее, сколько существо, чувствующее и вот в чувствовании глубин мира, человеку нет ограничений. От того и дано определение Богу, как любви - самому сильному и самому неразумному чувству в человеке.

Великий Данте так определял любовь: "Любовь - любить влекущая любимым". - Заметьте, не любимых влекущая, а любимым, то есть объектом влечения. Бог влечет к себе не любовью, а собой, потому и есть он - любовь. Это очень важно понять, что любовь - это суть объекта любви, исчезает объект и любовь улетучивается. Объект соблазняет любовью - соблазн - влечение к объекту любви, прельщение им.

Иегова явившейся Моисею прямо говорит о себе, что он "бог ревнивый" и требует: "... не поклоняйся им (кумирам) и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода..."

Бог Авраама, Бог Исаака и Иакова не сомневался, в отличие от философов и богословов, что существуют и помимо его - другие боги (элоим), потому что в мире людей живут и действуют только те боги (элоим), в которых люди верят, в глаза которых они заглядывают, преодолевая в себе страх и ужас перед отверзающейся бездной, недоступной разумению.

Всякое творение желает реализоваться в мире людей, единственно действительном мире, то есть в мире не помыслов и чувствований, а в мире действий. Ведь и душа человеческая, освобожденная от тленной оболочки, уже не может действовать, а только переживает ранее содеянное.

Можно только предполагать, как бы ей хотелось вернуться опять в тело и заново, и по-другому действовать.

Отсюда полшага до понимания слов Христа о том, что "восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных". Опрощая и упрощая эту метафору переводом её на язык рассудочности, можно говорить о том, что Господь Бог ведет "естественный отбор" устойчивых к соблазну людей. Для этого и устроен такой мир с многочисленными "попущениями".

Всю эту сложную и страшную правду знал Гоголь и то, что у обычного, даже верующего человека скользило по обок сознания, его сознание захватывало целиком. Чувство, что земное и видимое небесное прельщает, и нет силы, чтобы отринуть это прельщение, вводило Гоголя в иступленное состояние.

И совершенно не причем здесь невежественный духовник Гоголя, ржевский протоирей Матвей Константиновский, почва для его экзерсисов над Гоголем была подготовлена. Давно известно, что: "Бог весть откуда приходят невежественные люди и восхищают небо". Можно сказать еще резче, еще определеннее: только невежественный человек и способен "восхитить небо", у здраворассудочного слишком "толстая кожа".

Вернемся к первому акту творения Бога. Создавая небо, Господь создал и силы небесные - иерархию чинов ангельских. Не сложно предположить, по аналогии, что создавая Землю, Господь создал иерархию чинов Хтона-Геи, тварей копошащихся во тьме земных недр.

Только не подумайте, что они из той же плоти что черви и букашки! Эти существа, хотя и материальные, потому что тварные – их материя отлична от нашей материальности.

Ученые уже утверждают что такая «материя» из которой состоит земля и мы составляет менее 10 процентов от общей массы Вселенной!

Это хтоническая первозданная сила, изначала была противопоставлена божественным небесам, как ночь противопоставляется дню и в целом создают суточный цикл земной жизни. Если хотите - это диалектическая противоположность, находящаяся вне морали и нравственности: русалки, феи, гномы, горные и лесные духи - метафорическое отражение в сознании людей хтонических сил.

Идя на уступки просвещенному веку, можно сказать и так, что вся "высшая математика и физика земных недр, вся соподчиненность и обусловленность взаимодействия физических, информационных и иных процессов в земных недрах - есть мир и царство Хтона.

Прельщая человека своими дарами, обращаясь к его сознанию и зачаровывая человека его же могуществом, Сатана не оставил без внимания и слепые, хтонические силы. Порождение бога Хтона - Вий, прельщенный Сатаной, не смог бы преодолеть даже с помощью сатанинский слуг, свою изначальную хтоническую природу - слепоту, если бы на помощь ему, пусть невольно, не пришел человек. Без человека не имеет силы ни одна первобытная тварь, для её проявленности в мире нужен образ и подобие Бога, нужно человеческое падение в грех и тогда только нечисть обретает свою силу. Если хотите, таков образ, такова метафора "покорения природы" и подчинение её человеческим нуждам: "покоряя - покоряемся".

Поскольку каждый из живущих на земле, то и дело впадает в соблазны, в грех. Бесовские хороводы вроде тех, что описаны Гоголем, становятся обычным и повседневным делом и не только в святочную ночь.

Миргородские помещики Иван Иванович и Иван Никифорович перессорились из-за пустяка, да так, что ссора напрочь перевернула всю их жизнь.

В "Мертвых душах" нет ни одного не порченного бесами персонажа! Все, исключительно все пребывают в состоянии наваждения, когда разум спит, а глаза видят не то что есть. А видят то, что увидеть хочется. Хочется, как всегда, чего-нибудь такого, о чем внутренний голос говорит, либо "не смотри", либо "не делай". И хочется, порой - смертельно, так, что открываются очи Вия и других "ослепленных тварей".

Сократ признавался в том, что его внутренний голос только то и говорит, что "не смотри" и "не делай" и не когда не говорит ему, что нужно делать. Похоже, это особенное свойство "внутреннего голоса", не говорить положительные вещи, а все время предупреждать.

Если вы устали от развернутых метафор Гоголя, если вам хочется чего-нибудь совершенно разумного и предметного, то посмотрите на готические соборы "темного" средневековья, на маковки русских церквей, на минареты ислама, на шокирующую откровенность барельефов индусских ашрамов и если вы ни чего общего не узрите, то, конечно, вам не понять метафор. Тогда вам следует обратиться к науке, но и там, если вы погрузитесь на достаточную глубину, обнаружите мир математических и физических метафор. Подлинная глубина всегда метафорична, таково свойство человеческого языка, не предназначенного для прямой речи о сокровенном. Обыденная человеческая речь, подобна газете - она перемалывает в муку факты и ни когда не заглядывает в глубину из-за боязни оказаться не понятой, к тому же в самой глубине, на самом дне человека охватывает немота. Все конечные истины - истины немыслимые, а чувственные.

Есть немало свидетельств, когда ученейшие из мужей прислушивались к своему "внутреннему голосу" и тогда рукописи летели в огонь и оставались только скупые строчки наподобие тех, что оставил после себя Роджер Бэкон: "Можно сделать суда без гребцов, быстроходные колесницы без коней, летательные аппараты с машиной. Можно делать аппарат, дабы безопасно ходить по дну моря или рек".

Предание утверждает, что за этими словами стояли рабочие модели. Что поделаешь, все, что сожрал огонь - остается в преданиях.

Говорят, Альберт Эйнштейн нашел-таки уравнение "общего поля", но потрясенный атомными взрывами в Хиросиме и Нагасаки, сжег его. Вот вам и рациональное объяснение метафор Гоголя - нравственность человечества разительным образом отстает от научно-технического прогресса! Только вот в чем беда - любое рациональное объяснение, похоже на обглоданную кость, на ней есть все что угодно, кроме мяса!

Что же случится с миром, если на него глянет Вий? Нет, если мир захочет увидеть глаза Вия, ведь это непременное условие! Недаром же внутренний голос Хомы говорил, "Не гляди!" Но мало ли нам кто и что говорит? Господь дал двенадцать заповедей, но разве есть в мире человек, который бы не нарушил хотя бы одной? Как пересилить любопытство и не заглянуть в глаза Вию? Не узнать, что же произойдет, если столкнуть два тяжелых ядра, разогнав их до субсветовых скоростей? И уж совсем анекдотическое, если скрестить ежа и ужа? Иначе говоря, если произвести на потребу общества трансгенный продукт. Навязать всему миру одну единственную экономическую и морально-этическую идею? Поставить целью своей жизни выиграть миллион в лото? И вот что важно, следует ли всем заглянуть в глаза, или достаточно только некоторым? Для всего ли мира откроется пропасть, или только для единичного человека, как это случилось с Хомой?

Об этом не знают даже сонмы бесовских сил, пытающиеся поднять веки Вию. Об этом и он не знает, но должно произойти что-то такое, конечное, когда из недр земных встанут гиганты первобытной эпохи, возможно, те самые потомки "детей божьих", о которых так скупо повествуют библейские тексты. ("Сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рожать им..")

Вчитайтесь в метафористику Откровения Иоанна, в которой полным полно первобытных рогатых и хвостатых тварей. Полный пантеон древних ассиро-вавилонских и египетских, разномастных и разнокалиберных "божеств" хтонической природы. Разумеется, древние почитали за богов природные силы, тварному возносили свои жертвы, как Творцу и христианство открыла им глаза на истинную природу вещей. Но многие, открыв глаза тут же и ослепли, точнее, окривели и стали путать, поверженных ангелов с древними хтоническими тварями, по своей природе вовсе не противостоящие Богу, а дополняющие Божье творение. Из того, что и они подвержены соблазнам, как и человек, вовсе не следует, что природа их изменилось, если человек "образ и подобие Бога", то и они "образ и подобие Хтона-Геи".

И опять же, переходя на обыденный, рациональный язык: не запустятся ли глобальные тектонические процессы, не исчезнет ли оберегающее от жесткого излучения магнитное поле, не растают ли полярные ледники? Вопросы можно продолжать, даже не выходя за пределы рационального мышления - этой вываренной и обглоданной кости.

Одно непреложно, если Вию открыть веки, то этому миру уже не бывать таким, каков он есть потому, что не только глаза Вия узрят человека, но и глаза человеческие увидят такое, чего они ни когда не видали, о чем человек со времен Адамовых даже не догадывался, а если кто догадывался, то умирал заживо, как это произошло с Гоголем. Таков мой ответ на одну из загадок, загаданных человечеству Гоголем.

Конечно, он не сам её придумал, как не сами писатели, если они настоящие писатели, придумывают свои сюжеты, но именно поэтому так глубоки их загадки, именно поэтому они выходят за пределы простого, человеческого разумения.

Мой "ответ" - всего лишь прелюдия к подлинному ответу. Потому что есть и будет вечное приближение человека к изначальным истинам, к истинам, отвращающим души от ценностей жизни и напрочь запечатывающих уста, так что о найденной истине, и сказать ничего нельзя.

2003 года.

 (голосов: 0)
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие публикации по теме:

  • МЕТАФОРЫ БЫТИЯ
  • «В озоновую дыру посмотрел ангел - Господи, скажи им, чтобы они опомнились! ...
  • Вечные вопросы
  • ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ СВОБОДНЫМ?
  • Кризис атеистического разума


  •  
     
    Свободная энциклопедия

    Календарь

    «    Май 2011    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     

    Архив статей


    Сейчас на сайте


    Купить картину
    JOURNALIST-PRO.COM © Copyright 2007-2013 Created by DataYura.com
               
    Яндекс.Метрика